Процесс продажи компании

Мы имеем значительный опыт организации сделок продажи компаний, работающих в различных секторах экономики, и неоднократно выступали консультантами продавцов, организуя максимально конкурентные процессы продажи компаний с привлечением широкого круга финансовых и стратегических инвесторов как из России, так и из зарубежных стран.

Принятие решения о продаже бизнеса

Нередко перед собственниками бизнеса встает дилемма: продолжать развивать свой бизнес или продать его другому инвестору. Уже на этом этапе часто возникает необходимость привлечения финансового консультанта, ценность которого для клиента заключается в том, что он может посмотреть на компанию без лишних эмоций, «просчитать» все возможные альтернативы развития бизнеса и предоставить клиенту взгляд со стороны на перспективы компании. По сути, данная работа консультанта призвана помочь клиентам принять взвешенное решение относительно продажи или дальнейшего развития их актива.

Подход к организации процесса продажи

Ключевыми моментами в организации сделок по продаже любого актива являются определение круга возможных покупателей компании; правильная оценка стоимости продаваемого актива, как для продавца, так и для каждого из возможных покупателей; качественное позиционирование компании; а также выбор оптимальной формы и стратегии продажи компании.

Возможные формы продажи:

  • Открытый тендер. Применяется когда объект продажи широко известен рынку, список покупателей очень широк, а открытость процесса не повредит бизнесу компании. Эта форма продажи подразумевает максимально возможное число покупателей и относительно короткие сроки завершения сделки.
  • Закрытый тендер. Применяется, когда продавец хочет ограничить количество участников процесса, имеющих доступ к конфиденциальной информации о бизнесе при сохранении конкурентного процесса сделки.
  • Частная продажа. Позволяет целенаправленно работать с 2-3 наиболее перспективными инвесторами и минимизирует раскрытие конфиденциальной информации.
  • Эксклюзивная продажа. Процесс продажи выстраивается под единственного покупателя. При данном подходе исключено раскрытие конфиденциальной информации широкому кругу участников, однако отсутствует конкуренция за актив и, как следствие, контроль за длительностью процесса.